Свист турбины
В данном материале поговорим о таком явлении, как свист из турбокомпрессора. Рассмотрим его причины и способы устранения.
Первой и одной из самых частых причин образования свиста со стороны турбины, является негерметичность турботрактов, в частности соединения турбины и выпускного коллектора двигателя или турбины и выхлопной трубы. Со временем могут прогореть прокладки или деформироваться коллектора, что приводит к разгерметизации. Часто подобного рода свист возникает на холодную и с прогревом двигателя пропадает. Так происходит потому, что металл расширяется и затыкает собой щель, через которую выходят выхлопные газы, создающие посторонний звук. Тоже самое происходит и в случае прогара прокладок ЕГР и других соединений с турбиной.
Вторая и достаточно распространенная причина возникновения свиста, это сквозные тещины в корпусе турбины или в выпускном коллекторе. Диагностировать их можно по наличию сажи в местах пропуска выхлопных газов через полость трещины. Аналогичная проблема может быть и на впускных частях турбокомпрессора: впускные патрубки, впускной коллектор, интеркулер. Диагностировать негерметичность системы можно с помощью дымогенератора, подключив его к впускной системе под небольшим давлением.
Третья причина, по которой может возникать посторонний шум со стороны турбокомпрессора, это забитый катализатор или забитый сажевый фильтр. Посторонний шум не всегда появляется в данном случае, но служит основанием для диагностики данных узлов.
Четвертая причина возникновения посторонних звуков со стороны турбины- неисправность системы управления наддувом турбины. Тут есть нюансы и в зависимости от типа турбины нужно углубляться в диагностику. Приведу пример. Заклинило механизм изменяемой геометрии в положении 30% от полного раскрытия, что мы получаем: при высокой нагрузке создается высокое давление выхлопных газов и избыточное сопротивление на входе в турбину, получается своего рода свисток и как итог- свист, ну и естественно потеря мощности. Тоже самое происходит при некорректной работе узлов, регулирующих положение механизма изменяемой геометрии.
Пятая неочевидная причина, это свист со стороны роликов вспомогательных механизмов.
Шестая и специфическая причина, знание о которой доступно только специалистам высокого класса, это недостаточное давление масла в системе смазывания самой турбины. Что тут имеется ввиду. Масленый насос исправен, общее давление масла в норме, а у нас пережат масло подводящий патрубок турбины либо в нем присутствуют отложения закоксованного масла, которые частично, не полностью, ограничивают подачу масла в турбину, что усложняет диагностику данной проблемы. В данном случае нужно применять проточный манометр.
Что происходит при недостаточном смазывании ротора турбины. Между подшипником и ротором не образуется достаточно плотный масляный клин, что приводит к дисбалансу и как следствие к свисту!
Седьмая причина свиста со стороны турбины, это механическая неисправность самой турбины в следствии различных причин. Но на этом останавливаться подробно не будем, т.к. подробно говорили об этом в других материалах.
Восьмая причина, это помпаж. Сам помпаж может возникать по разным причинам, по таким как: неисправность системы рециркуляции выхлопных газов, неисправность газораспределительного механизма, неисправность системы управления турбиной или заклинивание механизма изменяемой геометрии и другие причины в следствии которых мы можем получить несоответствие требуемого и нагнетаемого воздуха.
О чем в итоге я хочу сказать. В большом количестве случаев свист со стороны турбины не является следствием ее неисправности и не всегда критичен для эксплуатации автомобиля. Как видите причин свиста может быть много. Поэтому даже после установки новой оригинальной турбины, нет гарантии что свист пройдет, тем более если были сопутствующие проблемы диагностировать которые не представлялось возможным без ремонта или замены турбины.
Дмитриев Роман 2025 г.
